Май 2021

Инвентаризация выбросов парниковых газов в атмосферу промышленными объектами

 

В настоящее время на территории Белгородской области насчитывается более 4500 предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, из которых около 200 осуществляют эмиссию неприятных запахов в атмосферу.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, обязаны обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.

Инвентаризация проводится один раз в семь лет. В случае реконструкции, изменения технологии проводится уточнение данных ранее проведенной инвентаризации. Работа по проведению инвентаризации источников выбросов проводится предприятием самостоятельно либо с привлечением специализированных сторонних организаций.

Нормативы предельно допустимых выбросов (далее - нормативы ПДВ) устанавливаются территориальным органом Росприроднадзора для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ).

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается на основании Разрешения, которое также выдается территориальным органом Росприроднадзора.

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) разрабатывается для действующих и проектируемых промышленных объектов. На основании разработанного проекта Роспотребнадзор выдает решение об установлении СЗЗ. Санитарно-защитная зона предприятия — это буферная зона между промышленным объектом и нормируемой территорией: жильем, огородами, рекреационными территориями, детскими спортивными площадками. Она ограждает жителей близлежащих территорий от негативного воздействия промышленных и других инфраструктурных объектов. Разработка СЗЗ позволяет сделать вывод о соблюдении гигиенических нормативов на территории близлежащих жилых зон и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия предприятия на здоровье населения.

Проект санитарно-защитной зоны преследует две главные цели. Первая — соблюдение требований российского законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вторая цель — для проектируемых объектов определить размер будущей «буферной зоны» предприятия, на которой нельзя размещать жилую застройку, рекреационные зоны и другие нормируемые территории, а для действующих — оценить достаточность текущего размера СЗЗ и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия.

К компетенции департамента не относится деятельность по экспертизе, согласованию проектов санитарно-защитных зон предприятий, а также контролю за их установлением.

В России отсутствует система нормирования запаха в целом в атмосферном воздухе. При наличии источников, выбрасывающих пахучие вещества, постоянные жалобы населения на неприятный запах вынуждают местные органы власти предпринимать всевозможные меры и, в частности, проводить исследования выбросов предприятий. В то же время, подобные исследования при отсутствии нормативной базы в отношении запаха имеют ограниченную область применения и не позволяют природоохранным органам воздействовать на предприятия и требовать проведения мероприятий по снижению выбросов пахучих веществ.

В соответствии со ст. 3, ст. 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года и ст. 6 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 4 мая 1999 года, а также в связи с участившимися жалобами от населения в адрес Президента РФ, Губернатора Белгородской области и других органов исполнительной власти на неприятный запах, возникла необходимость проведения инвентаризации выбросов запаха в атмосферный воздух.

На сегодняшний день большая часть запахов формируется в помещении, где содержатся животные. Это до 95 процентов всех запахов. Появление запаха от навохранилищ возможно только в момент внесения органических удобрений. В настоящее время практически все свинокомплексы применяют биодеструкторы для снижения запаха. Сейчас БГТУ им. Шухова разрабатывает проект по снижению объема неприятных запахов на свинокомплексах.

Целью разработка комплекса инновационных технологических и технических решений обеспечивающих снижение эмиссии загрязняющих веществ и неприятных запахов от предприятий АПК в полном цикле производства органических удобрений по технологии биоремидиации с on-line сопровождением замеров качества атмосферного воздуха.

По результатам проекта будет предложена эффективная система по снижению интенсивности запахов. Проект планируется реализовать в течение 2021 года.

Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области информирует, рассмотрение жалоб и обращений (предложений) осуществляется в системе «Инцидент-менеджмент» в постоянном режиме.